Родной штат Барака Обамы Иллинойс близок к финансовому коллапсу, пишет Эмброуз Эванс-Притчард в издании Telegraph. По заявлению официального представителя местных властей Сьюзи Басси, штат охвачен тяжелейшим кризисом: "У нас $13-миллиардная дыра в $28-миллиардном бюджете".

 

Пятая часть автобусов не используется, библиотеки задолжали $400 миллионов, а школы - $725 миллионов. Грядут массовые увольнения среди учителей.

 

В графстве Александер (Alexander) патрульные машины отдаются за долги, три четверти офицерского состава полиции уволено, тюрьма отказывается принимать новых заключенных вплоть до погашения задолженности.

 

С серьезнейшими кризисными проблемами столкнулись также Флорида, Аризона, Мичиган, Нью-Джерси, Пенсильвания, Нью-Йорк и, разумеется, Калифорния, урезавшая зарплаты учителей на 5% и обложившая 5-процентным налогом пенсионные выплаты.

 

По данным Института экономической политики (The Economic Policy Institute), в 2010 финансовом году бюджетный дефицит штатов составит $156 миллиардов. А поскольку в большинстве случаев закон запрещает убыточные бюджеты, власти вынуждены экономить на чем только можно и нельзя.

 

Разумеется, это не просто американские проблемы. В ближайшие два года людям по всему миру предстоит затянуть пояса. В "очереди к хирургу" за Грецией стоят Венгрия, Украина, Балтика, Балканы, а также Ирландия, Испания, Португалия...

 

Кредитная спираль затягивает в бездну Великобританию, Францию, Японию, США. Глава английского Центробанка Мервин Кинг указывает на абсурдность "стратегии восстановления": "На совещании Большой семерки несколько ведущих экономик мира практически в открытую признали, что они надеются на рост внешнего спроса, который породит спрос и у них. Возможно, это верно для всех".

 

Складывается парадоксальная ситуация: все зависят от всех, все в долгу у всех, и этот долг все растет. В старые добрые времена одним всегда удавалось выплывать за счет других, но в современном интегральном мире действуют другие механизмы. Проблемы на местах моментально становятся глобальными и оставляют в проигрыше всех - только не сразу, и потому "счастливчики" на час все еще не понимают этого. Хотя в наше время уже никто не считает себя счастливчиком.

 

Мировая экономика, впрочем, как и общество, выходит на перепутье. Мы в начале системной перестройки, причины которой заложены в нас, а не в банках. Сегодня вопрос "Как нам жить дальше?" не ограничивается семейным, коммерческим или государственным бюджетом. Именно поэтому мы не получаем ответа ни от финансового, ни от "реального" сектора.

 

Решение, каким бы оно ни было, должно опираться на новые взаимоотношения людей и стран. Глобализация сделала нас близкими, но это внешний фактор, а внутренне мы расходимся все дальше, - чтобы вновь и вновь с удивлением узнавать о кризисе, который почему-то не заканчивается. И не закончится, пока мы не доберемся до его истоков.

 

Олег Хлебников

 

Круиз-2010: шлюпки не предусмотрены