Миграция населения – одна из составляющих процесса глобализации, который в последнее время все заметнее влияет на нашу жизнь. Планета становится одной маленькой деревней, жители которой все чаще стали сталкиваться друг с другом на "общей кухне". Так в Европе в последние годы растет насилие в отношении иммигрантов. Многие видные выступают с заявлениями, в которых осуждают рост расизма и ксенофобии. Это вопрос актуален и в России, куда после развала СССР хлынули новые потоки иммигрантов. Часть из них возвращается на историческую родину, другая гонима вооруженными конфликтами на востоке СНГ. Поэтому важно посмотреть на миграцию без эмоций, с точки зрения ее объективной роли в процессе глобализации.
Какие ассоциации возникают у нас при слове "иммигранты"? Неопрятные люди отталкивающей внешности с тюками, нелепо бродящие по улице? Или культурные улыбающиеся лица в костюмах? Скорее всего, они будут отрицательными, настолько в нашем сознании образ "чужаков" связан с социальными проблемами.
Формируемый СМИ образ иммигранта - это, прежде всего человек, оторванный от своих корней, приехавший чтобы улучшить свое материальное положение. Об иммигрантах думают как о людях, которые снижают уровень доходов местных жителей, нанимаясь на менее оплачиваемую работу. А еще они живут на социальные пособия, зачастую оказываются вовлечены в преступную деятельность.
Возникает вопрос: "Настолько ли страшен черт, как его малюют?" Конечно, "нет дыма без огня". Приезд массы людей иной культуры, как правило, говорящих на другом языке, всегда вызывает определенный трудности для принимающей стороны. После социальных опросов на тему иммигрантов возникает картина без радужных тонов. Прежде всего, респонденты отмечают трудности в установлении контакта. Иммигрантов обвиняют в нежелании изучать местный язык, иждивенчестве, культурной экспансии. С другой стороны, когда речь идет о государственных программах помощи, далеко не каждый опрашиваемый их поддерживает. Ведь это требует вложения денег и сил в абсорбцию новоприбывших членов социума.
Миграция не оставляет нас спокойными по той простой причине, что всегда есть опасность стать меньшинством в своей стране, как это случилось в Косово. Нас пугает также перспектива потери своей культуры и обычаев. Представив самое страшное, теперь можно расслабиться. Даже если открыть все границы для свободного передвижения людей по планете, так ли уж все захотят переезжать? Большинство людей привязано к тем местам, где они родились и выросли, и если бы не внешнее давление испытываемых трудностей, вряд ли бы отважились на освоение новой земли и культуры.
Те же, кто отважился перебраться, зачастую, уехав от "плохой жизни", с мест ведения боевых действий, начинает больше ценить принявшую их страну. Для процветания на новом месте они стремятся как можно быстрее ассимилироваться, стать "настоящими" членами общества. И даже если посмотреть с чисто практической точки зрения, иммигранты с готовностью берутся за любые непопулярные работы, которые необходимы для функционирования экономики. Думаю, что пример Европы как нельзя лучше иллюстрирует этот тезис. И еще, иммигранты увеличивают демографические показатели, а социуму не нужно тратить средства на обучение и специализацию.
Интересно, что миграция активизировалась по ходу усиления процесса глобализации с начала XX века. Многие народы, потеряв свою историческую родину, искали пристанища в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Иммигранты же эти страны и развили. В середине XX века на динамику миграции повлияли две Мировые войны, распад СССР, межнациональные конфликты. Другой причиной миграции, конечно же, было развитие мировой экономики, которая основывалась на свободном движении людей, капиталов и товаров.
Можно сказать, что процесс глобализации всех нас сделал мигрантами и интеграторами. Как будто людей кто-то специально перемешал и заставил теперь разбираться. Что же делать? Думаю, что вначале нужно осознать, что нет никакой трагедии. Если посмотреть на процесс миграции с высоты птичьего полета, то можно увидеть перемещения и перемешивания людей по земному шару, как толпы по рынку. Что же нам не хватает?
Может быть осознания нашей взаимосвязи? Если бы мой родственник приехал из другого города в мою деревню, разве я бы не постарался создать ему лучшие условия для жизни? А он разве не приложил бы усилия, чтобы интегрироваться в культуру и язык нашей деревни? И даже его привычки и обычаи мне не мешали бы. Ведь он наравне со всеми приехал строить наш общий дом.
Разумеется, на такие отношения можно пойти только всему человечеству в своей массе. Но чем быстрее и чем больше людей осознают этот объективный процесс глобализации, тем раньше мы придем к миру на нашем голубом шаре. И никто не будет сегодня плевать в общий колодец. Ведь завтра из него захотят выпить чистой воды все.