Лектор: Михаэль Лайтман

Эта беседа – первая из серии бесед о науке Каббала. С чего ее начать? С состояния человека.

В течение тысячелетнего развития человечества, у человека назревают вопросы. Это вопросы о смысле жизни, которые как нам известно, волновали людей уже много веков назад, подобно тому, как это происходит с каждым из нас.

Вопрос о смысле жизни – он самый тяжелый, приходящий к человеку в детстве. Наверное, каждый из нас помнит себя в возрасте 6, 8, 10, 12 лет, когда он впервые задался вопросом: «Для чего мы живем?» И этот вопрос не просто так пробуждается в человеке. Ведь он – о его существовании и изначально присущ ему.

Если бы человек получал правильное воспитание в среде, осознающей для чего мы живем, как жить, какой цели необходимо достичь и есть ли вообще цель в нашей жизни, есть ли целенаправленность в существовании человечества, – тогда он получал бы этот ответ в раннем возрасте и, возможно, рос бы иначе, по сравнению с тем, что мы видим в мире.

Но как бы то ни было, так и не добившись ответа, мы даже стыдимся задать этот вопрос. Наблюдая за взрослыми, как они живут, с трудом влача существование, мы продолжаем свою жизнь, забывая об этом вопросе, подавляя его, поскольку не находим ответа.

Сегодня все человечество задается этим важным вопросом, все более интенсивно проявляющимся в проблемах с экологией, наркотиками, кризисом в семье, в воспитании – всюду. Оно также не знает ответа и предпочитает об этом забыть. Реклама, телевидение, радио и пр. – чего только нет, чтобы не думать об этом. Даже выдающиеся деятели, по должности обязанные размышлять о будущем человечества, об опасности уничтожения, присутствующей в мире, не способны ничего планировать и мыслить. Ведь они не знают, как исправить, не знают, как говорится, секрета жизни, для чего мы живем.

Этот, кажущийся наивным, вопрос: «Для чего мы живем?», незримо присутствует во всех действиях человека и остается в нашей жизни всегда, в сущности, требуя ответа. Можно сказать, что все, совершаемое человеком в его жизни, все, что он пытается сделать, это – либо раскрыть в себе этот вопрос и, возможно, найти на него ответ, либо замалчивая его, не вспоминать о нем, отключиться от него, как будто он не существует.

В положительной или отрицательной форме мы все выявляем свое отношение к вопросу: «Для чего мы живем?», который формулируется каббалистами немного иначе: «В чем смысл нашей жизни?». Кому-то удается убежать от него, а кому-то – нет. Кому в таком случае больше повезло? – Это зависит от среды и воспитания, в соответствии с которыми действует человек. Устремление и отношение к этому вопросу, в основном, определяется внутренним состоянием души человека и наличием или отсутствием в ней того, что в каббале называется - «точка в сердце» («некуда ше ба лев»).

Соответственно, люди подразделяются на тех, кто не может уйти от этого вопроса и тех, кто находит убежище от него во всевозможных видах деятельности. Отношение к вопросу о смысле жизни подразделяет людей на следующие категории, в зависимости от того, в чем человек находит этот смысл: в деньгах, в телесных наслаждениях, в почете, власти, в науке, образовании. Однако, в любом случае, все они выстраиваются относительно того самого вопроса: «В чем смысл моей жизни?».

Как было сказано ранее, всем, так или иначе, удается подавить в себе этот вопрос в детстве. Но спустя некоторое время он неожиданно возвращается вновь и вновь, а иногда – в особо тяжелые минуты жизни. И тогда мы спрашиваем: «Почему мы страдаем?» И так, через страдания, снова приходим к тому же вопросу о смысле жизни.

Маленький ребенок не страдает. В нем этот вопрос пробуждается естественным путем. Взрослый, несущий бремя семьи, детей, работы, долгов, давления общества, рекламы, обязательств по отношению к обществу - быть как все, старается не углубляться в свои вопросы. Общество обязывает его занимать в нем определенное положение в качестве отца семейства, работника, товарища и гражданина. И у человека не остается на это времени.

Мы сами так устроили свою жизнь, чтобы «убежать» от этого вопроса. Но, когда наступают тяжелые мгновения, все же, человек его задает: «Почему я страдаю?» Это – тот же вопрос: «Зачем я живу?», только задаваемый из состояния, когда человеку плохо. И здесь, также, человек либо «убегает» от этого вопроса, либо пытается прибегнуть ко всевозможным методикам, дающим успокоение, либо – к врачам. Известно, что на сегодняшний день самая распространенная в мире болезнь – это депрессия.

Сегодня волна наркотиков захлестнула молодежь. Зачем же человеку в таком возрасте необходимо употреблять наркотики и отключать себя от жизни? Ведь у него вся жизнь впереди: приключения, земная любовь… Перед ним распахнут весь мир, уготовивший для него столько занятий, игр, возможностей, удачных обстоятельств. Так нет!

Существуют миллионы людей, готовых отключиться от этой жизни и вовсе не потому, что им плохо. Швейцарцы занимают второе место в мире по самоубийствам. Не всем удается лишить себя жизни: лишь одному из четверых намеревавшихся – иначе они были бы на первом месте. Нельзя сказать, что Швейцария относится к странам, не достигшим достаточного развития, не позволяющим человеку совершенствоваться, не дающим шансов реализовать себя. И тем не менее наркотики и самоубийства происходят в среде молодежи.

То есть мы сталкиваемся с явлением, когда человек хочет уйти из жизни прежде, чем открывает ее для себя. Это еще и еще раз подтверждает, что тот самый вопрос: «Для чего мы живем?», который пробуждается в нас, примерно, в возрасте 6-ти лет, необходимо решать, начиная с этого возраста и далее. Иначе молодое поколение погрязнет в наркотиках и самоубийствах.

И не просто так, отвечая на вопрос: «С какого возраста человеку необходимо изучать науку Каббала?», рав Кук сказал: «Тогда, когда захочет». А Агра (Гаон из Вильно): «С 6-ти лет». Ведь он сам уже в 9-ти летнем возрасте был мудрецом в скрытой и открытой части Торы. А начиная с 11-ти лет начал писать книги по Каббале. Несомненно, это – особые люди, но во всяком случае, это означает, что ребенок в состоянии задавать вопросы и найти ответ на основной вопрос своей жизни.

Наблюдая за происходящим в мире, мы обнаруживаем, как на протяжении многих веков человеческое общество развивается, переходя от своих маленьких желаний к большим. Тысячи лет назад люди не испытывали влечение к таким вещам, как в наши дни, удовлетворяясь чем-то незначительным. А сегодня им хочется все большего и большего, пока они не достигают состояния, когда уже не желают ничего, и хотят отключиться, поскольку открывают для себя, что это развитие ничего им не принесло.

Всем известно о кризисе семьи, кризисе воспитания. Ведь мы не имеем понятия, как воспитывать подрастающее поколение. У нас нет ответа на вопрос, для чего мы живем. Так как же мы можем их воспитывать?

Сотни лет назад, даже 50 - 100 лет тому назад, мы воспитывали детей, обучая как устроиться в этой жизни, в сущности, обучая как «убежать» от вопроса о смысле жизни. В этом заключалось все воспитание.

(Вообще, вся наша культура, все, чем мы занимаемся в жизни, зависит от отношения к тому вопросу, о котором я говорил.)

А сегодня мы не можем. Почему? Потому что происходит кризис в воспитании: ведь нам нечего им ответить. Если у них возникает вопрос: «Зачем я живу?», то у нас нет на него прямого ответа. И поэтому появляется необходимость в школе. Чему там учат? Временные программы ежегодно сменяют одна другую. Все недовольны, но проблемы не решаются.

Кризис в семье: количество разводов постоянно растет. Кто теперь не разводится и даже не один раз? Человек когда-то заботился о семье, и эта традиция передавалась от отца сыну, от матери к дочери. Сын знал, что если отец его – столяр, то и он будет столяром. Семейное ремесло передавалось от отца к сыну из поколения в поколение. Сохранение семейных и родственных связей было основой существования. Мы знаем об этом из истории, мы читаем в старинных романах, как составлялось генеалогическое древо семьи.

Сегодня отсутствует взаимопонимание не только в кругу родственников, но и между мужем и женой. В последнее время наблюдается явление, когда перестают заботиться даже о детях. Люди считают так: "Мы как-то приспосабливаемся, и они тоже как-нибудь устроятся. Весь мир открыт – пусть добиваются всего сами!»

И, действительно, во все более раннем возрасте дети отрываются от родителей, и обе стороны чувствуют себя при этом комфортно. Как будто нет обязательств одних по отношению к другим.

Соответственно общество строит системы поддержки для пожилых людей. Ведь мир принадлежит молодым, с раннего возраста получающим свободу.

Все эти явления указывают на два аспекта. «Эго», желание человека, получать наслаждения, все возрастает, но самостоятельно не находит ответа: для чего оно, и зачем развивается.

Мы наблюдаем, как кризис распространяется на все занятия человека в этом мире. Скажем, 100 лет назад работники культуры были в большом почете. Хорошие музыканты и художники были очень уважаемы. Цари, главы правительств оказывали им почести, устраивали в честь них приемы... А сегодня – кому они нужны? Потому что наше желание получать, наслаждаться, наполнять себя – оно намного сильнее, чем красивая картина или прекрасная музыка, намного агрессивнее. И мы уже не в такой степени отдаем должное этим вещам. Я говорю о человечестве в общем.

Но есть люди, которые делают совсем наоборот. Они говорят, что в противовес нашему «эго», разрушающему все: семьи, наших детей, приводя их к наркотикам, доводящему страны до массового уничтожения, мы должны заняться релаксацией. Будем пользоваться методиками, подавляющими наше эгоистическое желание, займемся все трансидентальной медитацией, обычной медитацией, чтобы самыми разнообразными способами успокоить себя. Существуют такие, кто преуспевает в этом деле.

Мода – она переменчива. На смену индустрии индийской культуры, возможно, скоро придет китайская. Но в любом случае человек ищет покой. Когда же нет выхода и невозможно решить вопрос: «Для чего я живу?», то я, как-нибудь, но без страданий, успокою себя. И, если, все же мое небольшое желание потребует ответа на этот вопрос: «Для чего я живу?», так я буду жить скромнее, каким-либо способом приду к состоянию, чтобы мне было приятно.

Ничего не поделаешь, так я умалю себя, буду, как ребенок, как младенец. У меня есть, слава Богу, здоровье и что-то еще – удовлетворюсь этим.

Существует все еще множество людей, которым этот метод помогает. И таким образом, они сбегают в эту нишу. Однако, не надолго, потому что, сама природа ведет к росту нашего «эго», нашего желания наслаждаться до таких размеров, что мы не сможем заглушить, обуздать и ограничить его, удержать даже различными уловками. В любом случае, вопрос: «В чем смысл нашей жизни?» прорывается наружу и приводит к кризису. Кризис наступает из-за того, что мы обнаруживаем, что человек – это сосредоточение зла в мироздании.

Когда-то, в течение тысячелетий, мы считали, что человек хорош, он – венец природы, являющийся вершиной всего развития. Человек обладает умом и способен изменять природу. В нем – оправдание всего существующего, так как он берет данное ему, обрабатывает и использует в правильной форме. Он раскрывает законы природы, применяя их для развития общества. В течение веков существовала уверенность, что человечество достигнет благоденствия и научится правильно использовать свои желания, при всей их отрицательной сути.

Наука и культура, воспитание и медицина, вся деятельность человека на Земле – все это должно было привести человека к состоянию, когда он смог бы насладиться их плодами. Тысячелетия человечество вкладывало силы в это развитие и вдруг обнаружило, что плод гнилой, горький, противоположный, и в результате развития, вместо наслаждения, от него приходят смерть, бездна и темнота.

Мы разрушаем природу: происходят такие экологические катастрофы, что неизвестно, что случится через месяц. Речь идет не о ураганах и цунами, а об уничтожении человечества посредством природных катаклизмов – холодом или зноем, неизвестно, как именно, но прогнозы ученых ужасающие и пугающие. И дело не в том, что это может когда-нибудь произойти. Ведь, безусловно, как-то закончится существование человека на Земле, поскольку все развивается. Однако, речь идет о считанных годах, или даже месяцах: никто не знает, что и когда.

Изменения, которые претерпевает течение Гольфстрим, могут привести к обледенению всей Европы, а ожидаемые извержения вулканов, могут произойти главным образом внутри мирового океана и привести к последствиям гораздо более разрушительным, нежели где-то в Африке или Гималаях, так как происходящее в океане вызовет опасность сдвига земной коры.

Короче говоря, мы находимся в состояниях, подобных которым никогда не было, и все более и более становится ясно, что весь мир – маленькая деревня, и мы влияем друг на друга не только тем, что пришли к общемировой экономике или глобальному террору, а мы буквально зависим друг от друга во всем нашем производстве, в распределении занятости, в добыче нефти, в энергии, и т. д.

И эта связь до такой степени всеобъемлюща, что любое изменение в какой-то точке тотчас может вызвать огромное потрясение во всем мире. И как же уберечься от этих маленьких потрясений, чтобы не вызвать всеобщую реакцию? Это нам непонятно. Мы также не знаем, что на что влияет и согласно какой формуле весь мир друг с другом связан. Но то, что связан – очевидно.

http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/20000?/rus/content/view/full/20000&ma

продолжение следует