Исправители

 

Мир полон недовольными, которые хотели бы исправить его. Не весь, конечно, - на приведение всего мира к своему образу и подобию претендуют немногие. Большинство хотело бы подчистить те его фрагменты, которые мешают жить. Это свойство общечеловеческое: всю жизнь мы чиним нашу действительность, как купленную по дешевке квартиру, - тут подмажем, там подравняем… Не жизнь, а сплошной "ремонт".

 

То, что с миром что-то не в порядке, ясно всем. Но о том, "кто виноват" и "что делать", - сколько статей на аналитических сайтах, столько и мнений. Опыта ведь у нас никакого: в детстве разве что, да потом в кабинете у босса, - и то в качестве объекта исправления.

 

Главная причина отсутствия консенсуса все же в том, что для каждого фрагмент мира - это и есть весь мир. Есть такие, правда, что мыслят глобально в деле исправления мира, с ними мы тоже знакомы не понаслышке. Знаем, что будет, дай коммунистам исправлять мир: будем ходить строем на парады, на работу и в столовую под бравурные песни о хорошей жизни и влюблено смотреть на портреты руководителей. Предел их мечтаний.

 

Представляем себе также, что будет, если дело исправления мира попадет в руки американцев. На всей земле наступит "новый порядок", весь мир станет даже не 51-ым штатом, а большим Пуэрто-Рико со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

То есть, даже глобальность взгляда на мир не спасает от фрагментарности интересов. Каждый, исправляющий мир, делает это в меру своей ограниченности, пытаясь просеять человечество сквозь свое сито, как говорит каббалист Бааль Сулам в своей статье "Мир в мире".

 

Односельчане глобальной деревни

 

Но, что интересно: пока каждый из нас занимается своим фрагментом, глобализация все теснее прижимает нас друг к другу. Мы сцепились и расцепиться уже не сможем, потому что именно в сторону все большего соединения идет развитие рода людского. Закон природы.

 

Тот нехитрый набор из пары тысяч вещей и продуктов, которыми мы пользуемся, доставлен нам со всего шара земного, и песенка "Наш адрес - не дом и не улица" уже даже ностальгии не вызывает.

 

Несуразность ситуации состоит в том, что все мы работаем друг на друга, пользуемся плодами трудов всех остальных, знаем, что все мы - жители одной "маленькой деревни", - и при этом ненавидим друг друга. Не замечая, что в мире работает природный закон единения.

 

Задачка

 

Итак: и то, что каждый видит только свой фрагмент, - это в порядке вещей, и то, что мы, фактически, единое целое, - тоже естественно. Задачка эта, сведение двух природ в одну формулу, - как говорится, не для первого курса. Потому что решение ее, как главного противоречия, и есть исправление мира.

 

Поэтому решить ее удалось пока только каббалистам. Как? Во-первых, они открыли природный закон единения тысячи лет назад. Во-вторых, они знали, что хотя люди, человечество - неотъемлемая часть природы как система систем. Но есть, как говорится, нюанс. Если в системах всей остальной природы требование единства и "самоотверженности" элементов нисходит "сверху", потому что только эти качества элементов есть условие жизненности системы, то с нами такие вещи не проходят.

 

Вам знакомы человеческие сообщества, где пытались внедрить опыт природных систем: требование сверху самоотверженности и беспрекословного подчинения элементов, а кто из них начинает шалить или идти не в ногу, - или подвергается немедленному исправлению, или просто перестает жить? Вот-вот. Где они теперь, эти сообщества? И "так будет с каждым", как говорится.

 

Каббалисты открыли причину нашей оригинальности: это свойство нашего материала, человеческого эгоизма, развитие которого означает все большее разрушение связей между нами.

 

Решение жить по закону единства может "пройти" только снизу и только осознанно. Таков уж человек мыслящий: все, что выше простых инстинктов типа отдергивания руки от огня, вызывает вопрос "а почему?".

 

Группа каббалистов, написавших Книгу Зоар, представляла собой совершенную систему, потому что каждый из них умел свою фрагментарность сделать свойством, необходимым для этого совершенства.

 

Зная закон единства, они видели наперед этапы развития человеческого эгоизма. Знали, что он созреет, - то есть, дельта между неприятием людьми идеи единения и фактическим единством человечества достигнет пика к 21 веку, когда людям просто придется принять решение восстановить связи между ними. Самоотверженность ведь нужна не по отношению к некоей "системе", мир исправит только самоотверженность по отношению к ближнему.

 

То есть именно для нас, для нашего времени каббалисты и написали Книгу Зоар - тексты, чтение которых помогает решить ту самую задачку о противоречии двух природ.

 

Курсы повышения квалификации

 

Итак, Кнага Зоар написана в единении и для единения. Они тогда уже были зрелыми, а мы, род людской, дозревали эти две тысячи лет. Потому и раскрывается "Зоар" сейчас, потому что им, авторам "Зоар", уже, как говорится, есть, с кем разговаривать. Мы, наглотавшись всякого и натерпевшись горя от своей же ненависти друг к другу, уже способны понять, о чем идет речь.

 

Мы уже можем начать использовать Книгу Зоар для исправления нашего положения, что, за незрелостью нашего эгоизма, невозможно было раньше. Потому "Зоар" и был скрыт все эти сотни лет.

 

Таким образом, проблема наша как исправителей не в том, что у нас нет опыта в деле исправления мира, а в том, что нет не только квалификации, но даже элементарных знаний. Приобретение нами квалификации и есть исправление исправителей.

 

Поэтому очень хорошо, что нам неймется все время исправлять, ведь только равнодушие погубит мир, как известно. Зато это, горящее в нас, желание исправить мир даст нам силы пройти курс, который преподаст нам "Зоар", в краткие сроки и на "отлично". И из дилетантов стать специалистами, знающими, что и как исправлять.

 

Михаил Гонопольский

 

Исправление исправителей